Политическая философия. Политика и Философия

Что является объектом и предметом исследования политической философии и как взаимосвязаны между собой политическая философия мировоззрение, парадигма и идеология.

Политика для каждого

Большинство людей считают политику и философию той сферой, которой занимаются только политики и философы, и что эти понятия к «простому» человеку никакого отношения не имеют. На самом деле, каждый человек является и политиком, и философом. И эти два понятия неотделимы друг от друга и от человека. Давайте попробуем убедиться в этом утверждении.

Слово «политика» восходит к древнегреческому слову «полис», которое обозначало город-государство. Соответственно, политикой называлась сфера государственной и общественной деятельности. Греки придавали ей большое значение, политическая деятельность считалась одним из наиболее достойных занятий для человека. Она также рассматривалась во взаимосвязи с философией, достаточно вспомнить, что Платон в своём «Государстве» роль политических руководителей общества отводил философам.

Уже на первых страницах своей «Политики» Аристотель отмечал, что организовавшие впервые государственную жизнь люди оказали человечеству величайшее благо, ибо «человек по природе своей существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живёт вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. Если конечной целью всех наук и искусств является благо, то высшее благо есть преимущественно цель самой главной из всех наук и искусств, именно, политики».

Франк С.Л. утверждал, что «Политика есть лечение (гигиеническое, терапевтическое, в безвыходных случаях – хирургическое) общества, или его воспитание, создание условий или отношений, наиболее приемлемых для развития его внутренних творческих сил».

Чтобы уяснить, что такое политика, представим, что человек, живущий по заведённой логике (семья, работа, отдых), вдруг начинает задумываться о том, откуда происходит он сам, его народ, государство, окружающий мир? Постепенно у него складывается понимание, что он участвует в потоке событий, действий и состояний не случайно, что его бытие в огромной мере предопределено его родом, народом, культурой, историей, языком, и у каждого его действия и переживания, мнения и оценки есть глубокая подоплёка, уходящая в смысловые структуры, сложившиеся в глубокой древности. Тогда он начинает относиться к своему прошлому, к тому, что предшествовало ему и его породило, с повышенным вниманием, особым духовным и умственным напряжением.

Политика является сознательным обобщением человеческого существования, сферой, где постижение общего, объективного и масштабного сопряжено с действием, призванным утвердить выводы, сделанные из такого постижения. Иными словами, в политике воплощается взгляд человека (как части общественного, коллективного организма)

1) на прошлое,

2) масштабное осмысление этого прошлого и

3) последующее воплощение сделанных выводов в жизнь, т.е. волевая проекция их на окружающий мир в настоящем, предопределяющая ход будущего.

Политика начинается там, где есть обобщения, где наличествует мысль о себе и о других, где фигурируют реальности, более масштабные, нежели отдельный индивидуум – мир, истоки, происхождение, природа, действительность, другие люди. Политика представляет собой область отвлечённости от индивидуального, преодоление его и сознательное волевое столкновение индивидуума с коллективным.

Коллективное представляет для отдельного человека самую важную форму обобщения, самое ёмкое, прямое, непосредственное и естественное столкновение с «не собой», с «другим», с тем, что лежит за границей индивидуальности.

Политика для человека есть всё, она тотальна. Индивидуальное существование, индивидуальные ощущения, размышления о самом себе в рамках собственной индивидуальности не могут быть политическими. Это – некая аполитичность.

Вне политики остаётся лишь замкнутое индивидуальное существование. Такое существование является абстракцией, умозрительной иллюзией. Индивидуум, живущий в конкретной реальности семьи, общества, коллектива является в решающей мере предопределённым именно политической реальностью. Политическое формирует все психологические, мировоззренческие, духовные, культурные, социальные, хозяйственные и властные установки, на которых основан любой человеческий коллектив, включая семью.

Политическое на уровне конкретного индивидуума и отдельной семьи неочевидно, скрыто, завуалировано. Тем не менее, оно присутствует везде и во всём.

Политическое есть сфера общественного и обобщающего. Не существует политики применительно к отдельно взятому человеку: индивидуум сам по себе не участвует напрямую в политике, в каком-то смысле, являясь её антитезой.

Политическое начинается там, где интеллектуальное обобщение приобретает оперативный и действенный характер, способный влиять на реальность как она есть или какой она предполагается в будущем.

Политическое является базовой характеристикой человека. Человек принадлежит к сфере политики специфическим образом: он активно соучаствует в её реальности и может в определённых ситуациях выступать не только как объект, но и как субъект. Политика влияет на человека (в этом объектность его роли), но и человек влияет на политику (в этом его субъектность). Соучаствуя в политическом процессе, определяя его цели и характер, человек выступает как преимущественный деятель политики.

Что есть политическая философия?

Политическая философия выступает одновременно и как теория познания мира политического, т.е. как политическая эпистемология (знание в ученье), и как учение о политическом бытии, т.е. как политическая онтология. В первом качестве это особая дисциплина, призванная изучать духовные и мировоззренческие аспекты мира политического.  Во втором же качестве – это та сфера духовной деятельности людей, где формируются мировоззренческие, нормативные и ценностные основы мира политического, сама идея мира политического, идеи государства и власти.

Политическая философия не может не касаться вопроса о критериях и качествах, дающих отдельному человеку, группе, классу право управлять другими людьми, партией, государством. Поднимая этот вопрос, политический философ не может не коснуться основополагающих морально-этических норм и правил человеческого общежития, составляющих сердцевину системы легитимации большинства существующих форм правления.

Политическая философия призвана выявить истинность или ложность общепризнанных политических норм и ценностей. Поэтому она всегда ставит под сомнение господствующие концепции политического порядка. При этом она призвана определить некую магистральную линию политического развития.

С данной точки зрения, пожалуй, прав был Э. Берк, который утверждал: дело теоретика-философа – указать истинные цели государства; дело же политика-практика —это найти соответствующие средства для достижения этих целей и успешно пользоваться этими средствами.

Всё изложенное говорит о том, что мир политического и политическая философия, как неотъемлемая часть его, пронизаны морально-этическим началом.

В целом можно сказать, что политическая философия занимается поисками ответов на следующие и подобные им кардинальные вопросы:

  • В силу каких причин возможна политическая самоорганизация общества?
  • Каковы факторы, определяющие политическую самоорганизацию общества?
  • Как создаются, сохраняются, изменяются и распадаются различные политические системы?
  • Что есть смысл существования государства?
  • В какой мере политическую реальность можно изобразить в соответствующих понятиях и терминах?
  • Насколько содержание этих последних значимо для субъектов политики?
  • Что именно лежит в основе права: закон высшей справедливости, разум, естественное право, право сильного, насилие?
  • Как совместить права и свободы отдельного индивида с его ответственностью перед обществом или с правами коллектива?

Иными словами, можно утверждать, что в центре внимания политической философии стоят вопросы: о содержании, сути и существе государства и власти, об их предназначении и целях, их отношении к природе человека и общества и др.

Она призвана анализировать, например, государство и власть, прежде всего, как социальные феномены, как институты политической самоорганизации общества, имеющие главной своей целью реализацию всеобщего интереса. В этом плане одним из основных для всех теорий политического является поставленный некогда Платоном вопрос: «кто должен господствовать?» или другими словами: «чья воля может и должна доминировать в обществе?»

Поэтому при анализе власти, равно как государства и других ключевых составляющих мира политического, применяется множество подходов, каждый из которых имеет своё понимание момента истины, при этом оставляя как бы за скобками вопрос о природе власти как человеческого, социального феномена вообще.

Политическая философия призвана раскрывать место, роль и функции власти и властных отношений в мире политического, их взаимосвязей с другими сферами человеческой деятельности. Здесь политическая философия занимается проблемами, связанными с соотношением целого и частного, общего и индивидуального, теории и практики, свободы, справедливости и равенства в мире политического.

В свете изложенного очевидно, что наука, претендующая на освещение реальной жизни, где центральное место занимает человек, не вправе игнорировать то, что обозначается понятием «человеческое измерение». Поэтому естественно, что политическая философия тесно связана с такими ключевыми категориями человеческой жизни как сущее и должное, достойное и недостойное, справедливое и несправедливое и т.п.

Из этого следует, что политическая философия не может не затрагивать аксиологического, т.е. ценностного аспекта мира политического.

Политический философ должен нести ответственность за общество, защищая человеческие ценности. Он должен поставить знания на службу интересов созидательного развития общества. Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт и человек, занимающийся ею, должен способствовать реализации во всех формах жизни закона высшей справедливости. Поэтому задача политического философа состоит в достижении самого тесного взаимодействия теории и практической вовлечённости.

Часть 2

Философия политики (греч. philosophia от phileo и sophia – мудрость) – философский, теоретико-методологический способ исследования политики. Это наука о наиболее общих основаниях, границах и возможностях политики, о соотношении в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и иррационального. Политическая философия – это, прежде всего, философское исследование природы государства и власти, прав и обязанностей человека, как гражданина.

Из данного определения следует, что объектом и предметом исследования политической философии является мир политического в его мировоззренческом и парадигмальном измерении.

Мировоззренческая составляющая мира политического

Воспользуемся для начала достаточно стандартным определением мировоззрения из философского словаря: «Мировоззрение – система представлений о мире, о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – способ духовно-практического освоения мира человеком в единстве его теоретического и практического отношения к действительности».

Для правильного понимания места, роли и предназначения политической философии следует исходить из того, что в качестве центрального субъекта мира политического выступает человек. Он является существом не только социальным, политическим и экономическим, но одновременно духовным, социокультурным, политико-культурным, нравственным. Поэтому, естественно, что мир политического пронизывает мировоззренческая система, которая включает в себя теоретический, социально-философский, социологический аспекты. В определённом смысле невозможно рассматривать политические институты в отрыве от политической мысли, поскольку мысль и действие пронизывают друг друга.

Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, продемонстрировавшие свою эффективность и жизнеспособность, руководствовались особым, присущим только им идеалом или центральной, стержневой идеей. Всякий строй и всякое движение, будь они разрушительные и бессмысленные, даже истинные или ложные, – всегда опирались на сверхличные духовные силы. При этом, очевидно, что любые идеи овладевают массами в соответствующей, благоприятствующей им историко-культурной, социальной и духовно-нравственной сфере.

Когда идеал или идея подвергаются эрозии или разрушаются, сообщество, цивилизация, держава обречены на исчезновение либо радикальную трансформацию. Опыт истории свидетельствует, что, как только начинают подтачиваться духовный и культурный стержни – основополагающие скрепы цивилизации, можно говорить о начале её заката.

Парадигмальная составляющая мира политического

Очевидно, что люди, живущие в едином социокультурном и политико-культурном пространстве, нуждаются в комплексе общих для всех ценностей, норм, установок, которые в совокупности обеспечивают единство всех членов общества.

Этот комплекс, определяющий содержание и направленность общественного сознания и общественно-политической мысли, называют парадигмой. Под парадигмой понимается не конкретная социально-философская или иная теория или течение мысли, это фундаментальная картина социального универсума, включающая комплекс основополагающих представлений об обществе и индивиде, гражданском обществе и государстве, духовном и мирском и т.д. Данный комплекс составляет как бы субстрат важнейших концепций, теорий, течений данного исторического периода.

Парадигма суть модель «законной» общественно-политической системы, форм, целей и средств её существования. Человек, как представитель определённой исторической эпохи, имеет особые личностные параметры и характеристики, и именно через них он воспринимает остальных членов общества, как своих современников и партнёров по общению и жизнедеятельности. Формируясь и существуя в системе реальных общественных отношений, парадигма приобретает функции своего рода регулятора и координатора деятельности людей. Она призвана обеспечить мировоззренческие и ценностно-нормативные рамки для объединения людей, их интегрирования в единые сообщества. Именно через неё человек оценивает своё место в мире и обществе.

Парадигма каждого конкретного исторического периода включает в себя признанный всеми или большинством интеллектуальных и социально-политических сил понятийно-категориальный аппарат. Важнейшие его элементы более или менее адекватно отражают и интерпретируют существующие экономические, социальные, политические и иные реалии.

Парадигма формируется и развивается путём выдвижения альтернативных гипотез и теорий, концепций и идей, преодоления одних и синтеза других основоположений. Утвердившаяся общепризнанная парадигма всячески защищает себя, отвергая или подавляя новшества, способные подрывать её основополагающие установки. Естественно, эти новшества не могут подавляться слишком долго, если они вызваны изменившимися условиями и реалиями, которые по мере своего вызревания и проникновения в новые ниши будут заявлять о себе всё настойчивее. И так до тех пор, пока господствующая парадигма воочию не продемонстрирует свою неспособность служить в качестве нормального и дееспособного инструмента объяснения наличного социального бытия.

Новшество, для официальной парадигмы, представляет собой своего рода аномалию. Если эта последняя, не исчезая и, более того, повторяясь, демонстрирует свою устойчивость и претензию на право на существование, парадигма оказывается перед необходимостью перестроиться, чтобы интегрировать кажущуюся аномалию или аномалии. Этот процесс, который сопряжён с отбрасыванием ряда ставших общепринятыми и стандартными убеждений и их заменой новыми, продолжается до тех пор, пока парадигма не приобретет новую конфигурацию и не наполнится новым содержанием.

Эпоха, когда та или иная парадигма со своими социально-философскими и идейно-политическими конструкциями занимала господствующие позиции, приходит к концу, открывая путь новой парадигме. Поэтому Т. Кун назвал смены парадигм в науке научными революциями, поскольку они приводили к коренному изменению самих теоретических и методологических основ науки, придавая ей совершенно новое качество.

Следует отметить, что смена парадигм – крайний случай и происходит редко, при действительно крупных подвижках в общественно-историческом бытии, истощении господствующих принципов и идеалов. Процесс формирования и эволюции парадигмы характеризуется смещением и параллельным существованием ценностей, идеалов, норм, противоборствующих и конфликтующих мировоззренческих и идеологических течений. Особенно наглядно это проявляется в переходные периоды. С одной стороны, происходят фундаментальные изменения в трактовке человеком окружающей природной и социальной действительности, своего места в мире и обществе. С другой стороны, традиционные, некогда общепринятые ценности и идеалы, не сдали своих позиций, не потеряли привлекательности в глазах значительного числа людей. Однако новые элементы неумолимо завоёвывают одну позицию за другой.

Русский философ В.С. Соловьёв (1853-1900) утверждал, что новой парадигмой современного мира является парадигма «Создать тот великий Синтез, к которому идёт человечество».

Взаимосвязь политической философии и идеологии

Мир политического невозможно представить без идеологии. С самого своего возникновения государственная власть, связанные с ней формы правления, и проводимый власть имущими политический курс нуждались в обосновании. Идеология как раз и была призвана выполнить эту задачу. Поэтому естественно, что немаловажное место в политической философии занимает вопрос о соотношении политики и идеологии. Нельзя забывать, что идеология в современном её понимании, впрочем, как и сама политическая философия, сформировалась в недрах общей философии. О её значимости свидетельствует хотя бы тот факт, что XX столетие называли веком идеологии, поскольку весь он прошёл под знаком бескомпромиссной войны различных идеологических систем.

Можно утверждать, что мир политического имеет идеологическое измерение, проявляющееся в приверженности как политических партий, так и их избирателей тому или иному течению идеологии.

 

Глава 4-го отдела Комитета по идеологии

и внутренней философии Политбюро ПП ГИРФ

Украинец Любовь

12.12.2023г.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ГРАЖДАНСКАЯ ИМПЕРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ